Почитал большую статью Артема Буслаева о перспективах освоения Луны http://www.pravda.info/society/45974.html
Испытал смешанные чувства. С одной стороны, статья почти целиком состоит из фрагментов моей книги "Битва за Луну", а потому мне, вроде, и спорить не о чем. С другой стороны, автор приходит к удивительному выводу:
И тут же встает вопрос – а кто персонально должен заниматься внедрением всего этого в жизнь? Такой вопрос возникает при прочтении предисловия Антона Первушина к своей книге «Битва за Луну», с цитирования которого эта статья и начинается. В прекрасной в целом книге не обошлось без существенной ложки дегтя. Вот, в частности, что пишет автор предисловия:
«Я родился, когда по Луне уже прогулялся человек Земли, однако когда я начал хоть что-то соображать, лунные прогулки вдруг закончились. Впрочем, я не подозревал, что это надолго. Всю свою юность я прожил в убеждения, что не сегодня, так завтра земляне вернутся на Луну. За дюжиной пионеров программы «Аполлон» последуют другие — и наверняка это будут наши, советские люди, а не враждебные всему миру американцы. Я верил, что к тому моменту; когда мне предстоит сделать самый важный выбор на жизненном пути, определившись с будущей профессией, на Луну уже будут летать не только закаленные космонавты, но и простые люди: туристы, студенты... Я к тому времени стану студентом (астрономом или литератором — другого пути я не представлял), и меня обязательно отправят на Луну! Но год проходил за годом, а на Луну почему-то никто не торопился. Отъездили свое луноходы — о них, пошумев в прессе, быстро забыли, И хотя «Техника — молодежи» (один из самых любимых мною журналов того времени) еще продолжал печатать материалы о лунных поселениях, иллюстрируя статьи завораживающе прекрасными картинами Алексея Леонова и Андрея Соколова, на такие публикации уже смотрели с усмешкой — как на фантастику, несерьезный жанр. Если планы остаются на бумаге, а до дела не доходит, мечты оборачиваются разочарованием. Когда я поступал в институт я уже не верил, что когда-нибудь полечу на Луну Больше того, мое разочарование переросло в открытый нонконформизм — я уже мечтал не о космических полетах, а о том, чтобы побыстрее свалилась ненавистная советская власть, которая душит всяческое развитие, мешает прогрессу и вообще завела нас в тупик. Потом власть рухнула, Советский Союз распался и оказалось, что мы жили не в самом худшем из всех возможных сообществ, — встречаются и похуже. К прочему вдруг выяснилось, что Советский Союз готовился к полномасштабному освоению Луны, — секретные архивы открылись и стали доступны для изучения. Мы были в полушаге от Луны, но гонка вооружений в условиях противостояния всему миру подорвала силы нашего государства, сведя на нет титанические усилия советских технократов, мечтавших, как и я, о полетах в дальний космос». |
Так вот, реализовывать космические программы должны те, кто в их реализации способен ставить на правильные политические силы.
"Правильные" в данном контексте, надо думать, коммунисты? Ну-ну...Лишний раз убеждаюсь, что молодые реваншисты принимают меня за своего и испытывают шок, когда вылавливают в моих текстах подобную "ложку дегтя". Кстати, это воспоминание. И честное воспоминание. А вот в честности Буслаева позволю себе усомниться. До 1994 года даже за упоминание о РН "Н-1" можно было огрести от Конторы по полной программе. А публикуемые рассказы о лунных пилотируемых экспедициях смело можно было записывать в раздел НЕнаучной фантастики.
Господа реваншисты, поймите простую вещь: я помню и описываю не только достижения и победы, но и поражения и разочарования. Последних в СССР было много -- намного больше, чем радостных побед. Вы забыли почему-то (или не знаете в силу юного возраста), что к началу 1990-х коммунистическая идеология в ее советском тоталитарном варианте полностью себя исчерпала: простой советский человек уже не чувствовал себя первопроходцем, исследователем новых миров и строителем будущего -- все эти эпитеты превратились в заплесневелые клише. Мы в сущности не знали уже, зачем нам лететь на Марс, что мы готовы принести туда, если даже дома с трудом справляемся с решением элементарных задач? Культурное поле сжималось год от года, мы переставали видеть варианты развития и обсуждать их. Наука? Наука загнивала на корню -- уж поверьте, я видел это загнивание свими глазами. Если я восхищаюсь победами, это не означает, что я обязан закрывать глаза на поражения и преступления. Поэтому я не с вами. Коммунизм больше не пройдет!
С уважением,
Антон Первушин
Journal information