«Однажды, когда мы гуляли с сыном на детской площадке (Алеше тогда было около 2х лет) на него буквально налетел другой мальчик, на вид лет трех четырех и принялся избивать Алешу с криками: «Ты — маленький! Ты — маленький!» Я была даже не столько возмущена, сколько изумлена такой агрессией. Мама нападавшего на это нападение практически не отреагировала. Я же оторвав мальчишку от Алеши и успокоив своего сына (он был в благодушном настроении поэтому успокоился быстро) стала расспрашивать драчуна, пытаясь понять что собственно сейчас случилось. И довольно быстро поняла. Мальчишка говорил примерно так: «Я — Сережа. Мне (показывает 3 пальца) года. У меня би-би. Я топ-топ в садик». Уровень речи, который был бы совершенно нормальным для двухлетки у трехлетки вызывал жгучее чувство неполноценности, поэтому малыши, разговаривавшие гораздо правильнее и свободнее казались бедному мальчику злейшими врагами».
От себя добавлю: мальчишке-агрессору любой ценой надо было изменить невыносимую для него ситуацию и он пошел на крайние меры. Это не оправдывает, но объясняет.
Больше того, имхо, отдельные религиозные течения становятся «умиротворяющими» именно тогда когда интуитивно набредают на эту простую мысль — адепту надо внушить. что теперь с ним все будет в порядке. Он априори хороший человек, он может совершать ошибки и исправлять их, но никто из братьев никогда не усомнится в нем самом, в его личности, в том что он заслуживает любви и уважения. Не раскручивать его на истерическую любовь к ближнему (а то. что ближнего не трудно залюбить до смерти мы с вами хорошо знаем), но объясняет, что очень трудно, практически невозможно научиться любить и прощать других, если не научишься сначала любить и прощать себя.
И напротив, религиозное течение, постоянно внушающее своим участникам, что они находятся под угрозой и под подозрением со стороны высших сил, что одно неверное движение, и они утратят всю скопленную благодать и будут прокляты, или что они прокляты изначально и не заслуживают оправдания, а дальше как папа решит так и будет — такие течения закономерно плодят невротиков и какой-то процент этих невротиков превращается в фанатиков.
К счастью, чтобы организовать человеку более-менее стабильную и здоровую психику религиозная община гуманистического толка не обязательна. Обычно вполне хватает разумных родителей и даже одного толкового педагога или старшего товарища может оказаться вполне достаточно. К сожалению, традиции воспитания у нас таковы, что любой взрослый просто считает своим долгом привить ребенку чувство неуверенности и неполноценности. Но это уже совсем другая история...
Елена Первушина
Journal information