Космос будет нашим! (apervushin) wrote,
Космос будет нашим!
apervushin

Category:

"Гагарин. Один полет и вся жизнь" (Глава 29)




Продолжаю работать над биографией Юрия Алексеевича Гагарина. Напоминаю, что поучаствовать в реализации этого проекта можно ЗДЕСЬ. Присоединяйтесь!

Журнал «Наука и жизнь» выложил 29-ю главу, которую я назвал «Исследователь на орбите». На самом деле глава почти в три раза больше по объему, и это, пожалуй, одна из самых интересных глав, поскольку в ней затрагивается вопрос научных итогов полета Гагарина и конкретно его научного приоритета, о котором почему-то умудрились забыть. Но я не буду переориентировать читателя с «Науки и жизни» на себя (ведь их редакция оказывает мне не только постоянную информационную поддержку, но и периодически публикует мои материалы), поэтому, дорогие друзья, полностью эту главу вы прочитаете только в книге. Здесь же я хочу представить вводную часть главы, которую вполне адекватно продолжает предложенный в журнале фрагмент.

ГЛАВА 29. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ НА ОРБИТЕ

Мы живем в эпоху очередной научной революции, которая радикально меняет наши взгляды на внешний космос. Благодаря бурному развитию информационных технологий и появлению регистрирующих приборов нового поколения ученые умеют сегодня многое из того, чего не умели раньше: они изучают юность Вселенной, ловят гравитационные волны, заглядывают в черные дыры, открывают планеты и протопланетные диски у других звезд, ищут водный лед на Луне, сверлят булыжники на Марсе, картографируют Цереру и Плутон, строят трехмерную модель Галактики, берут пробы на астероидах и кометах. Всё это они, разумеется, делают не прямо, а посредством хитроумных аппаратов, соединенных каналами связи с мощнейшими вычислительными машинами. Отсюда, вероятно, произрастает определенное высокомерие, с которым видные современные астрономы и физики говорят о пилотируемой космонавтике. Дескать, на нее уходит прорва денег, а какие, скажите, фундаментальные открытия с ее помощью удалось сделать? Звучат даже предложения свернуть всякую космическую деятельность с участием человека, полностью передоверив ее умным роботам и телеуправляемым системам.

Такая позиция ученых понятна, ведь они и в самом деле чувствуют себя финансово ущемленными в то время, когда огромные деньги уходят на поддержание Международной космической станции (МКС). Для сравнения — полные затраты на изготовление, доставку и эксплуатацию марсохода «Кьюриосити», сделавшего немало значительных открытий на красной планете (например, доказавшего наличие там в прошлом рек и озер), составят по итогам его миссии около 2,5 млрд. долларов, а стоимость МКС со всеми пассажирскими и грузовыми кораблями, которые вынуждены летать к ней регулярно, перевалила за 150 млрд. долларов и, возможно, составит не меньше 200 млрд. к концу эксплуатации. То есть можно было бы, как считают астрономы, наделать за те же деньги сотню марсоходов, и сегодня мы знали бы о красной планете в сто раз больше. А еще лучше — изготовить сотню орбитальных телескопов типа «Хаббл», который тоже стоил 2,5 млрд. и работает уже четверть века, радуя человечество замечательными открытиями чуть ли не ежедневно. Может ли заменить их МКС? Конечно же, нет, говорят астрономы, ведь присутствие человека мешает работе тонких приборов, поэтому космонавт должен выступать лишь в качестве ремонтника, как, например, в случае с «Хабблом», который приходилось периодически чинить.

Аргументация кажется железобетонной, но только на первый взгляд. Люди, занимающиеся изучением Вселенной, почему-то забывают, что именно пилотируемая космонавтика является самым активным и самым лояльным заказчиком для космонавтики исследовательской. Так сложилось исторически: даже первые спутники отправлялись в космос не просто так, а с целью разведать условия, царящие в околоземном пространстве, чтобы можно было осмысленно проектировать орбитальные космические корабли. Изучение Луны межпланетными аппаратами достигло пика активности именно в то десятилетие, когда советские и американские специалисты соревновались за право первыми высадить там своих сограждан. Первые венерианские и марсианские научные станции также отправлялись в полет с прицелом на обеспечение будущих пилотируемых экспедиций. Стратегия изменилась только в начале 1970-х годов, когда стало ясно, что быстрого штурма Солнечной системы не получится, а потребуется многолетняя кропотливая работа по ее изучению. После этого пилотируемая космонавтика сосредоточилась на околоземных орбитах, а межпланетные аппараты стали изготавливать с большим запасом прочности в расчете на годы эксплуатации. Когда начинаешь вникать в эти подробности, то отчетливо видишь, что без пилотируемой космонавтики исследовательская выглядела бы куда скромнее и, скорее всего, не было бы сегодня ни марсоходов, ни даже телескопа «Хаббл».

Что касается фундаментальных открытий, то они для пилотируемой космонавтики лежат не в области астрономии или физики, а в области биологии человека, вступающего в принципиально новую среду обитания. И первым, кто сделал одно из наиболее важных открытий в этой области, имеющее теоретическое и практическое значение, был, как легко догадаться, Юрий Алексеевич Гагарин.
Tags: "Гагарин", Наука и жизнь, Юрий Гагарин, история, книги, космонавтика, личное творчество, наука
Subscribe

promo apervushin february 20, 2017 13:40 15
Buy for 100 tokens
Работа над «Гагариным» закончена. Вчера отправил файл с вычитанным текстом в издательство. Получилось 1 439 019 знаков с пробелами, то есть 36 авторских листов — на 11 листов больше, чем планировали. Окончательный состав: Предисловие Часть 1. Простая советская семья Глава…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments