Космос будет нашим! (apervushin) wrote,
Космос будет нашим!
apervushin

Category:

Интерпресскон 2012

Через три часа уезжаю на "Интерпресскон-2012". Участвую в трех мероприятиях: в круглом столе по проблемам космонавтики, в церемонии вручения Премии имени Александра Беляева (как секретарь жюри) и в презентации фестиваля "Поехали!", который в этом году пройдет в Рязани.

Приглашаю тех, кому мы интересны, посетить эти мероприятия.

Тезисы доклада на кругом столе:

ПРОБЛЕМА ТЯГИ

Современные представления о возможностях космической техники основываются на двух заблуждениях, которые порождают необоснованные иллюзии. Первое — для межпланетных полетов достаточно разогнаться до второй космической скорости (11,2 км/с). Второе — атомная энергия сделает соседние планеты достижимыми.

О первом заблуждении. Любой межпланетный полет состоит из череды разгонов и торможений, которые потребляют запасы невосполнимого топлива. Эти приращения/убывания скорости суммируются в «характеристическую» скорость, которую можно подставить в формулу Циолковского и подсчитать, какое реальное количество топлива потребуется. Для полета на Луну требуется «характеристическая» скорость 25 км/с, если отбросить скорость возвращения на Землю 11,5 км/с (ее принято гасить парашютированием в атмосфере). Для Марса такая скорость составит свыше 30 км/с, для Венеры — 35 км/с. Еще Циолковский провел расчеты для водород-кислородной топливной смеси и характеристической скорости 30 км/с. У него получилось, что масса топлива в 193 раза будет выше массы космического корабля с ракетой. То есть марсианский корабль весом 100 т вместе с ракетой, стартующей с Земли, будет весить 19,5 тыс. т (для сравнения: «Saturn V» весил 3 тыс. т) — совершенно неподъемная величина.

О втором заблуждении. Тот же Константин Циолковский указывал, что проблему разницы масс можно решить, используя «внутриатомную» энергию. Действительно, химические топлива имеют предел по удельному импульсу — 500 секунд для высококалорийного трехкомпонентного топлива, предсказанный Эйгеном Зенгером (для сравнения: удельный импульс двигателя РД-107 знаменитой «семерки» составляет 257 секунд). Расчет показывает, что даже при использовании «предельного» топлива масса марсианского корабля (если его будут собирать на орбите, а возвращение экипажа предполагается в парашютирующей капсуле) составит свыше 800 т. Использование электроракетного двигателя на ксеноне с удельным импульсом 1700 секунд позволяет снизить массу всего корабля до 200 тонн. Однако такие двигатели нуждаются в мощном источнике энергии: по разным оценкам, от 7 до 15 мегаватт. Использование солнечных батарей ведет к невообразимому росту габаритов корабля (в марсианском проекте 1999 года РКК «Энергия» описаны солнечные батареи площадью 120 тыс. кв. м); кроме того, их эффективность квадратично падает при удалении от Солнца. Использование атомного реактора требует системы теплоотвода — площадь современных радиаторов-излучателей обычно сопоставима с площадью солнечных батарей, причем радиаторы тяжелее. Эта проблема не решена до сих пор.

Таким образом, сегодня, в отношении «проблемы тяги» мы находимся примерно на том же уровне, что и 55 лет назад, в начале космической эры. Возможно, одним из путей станет использование ядерно-импульсной («взрыволетной») движительной схемы.

Приходите. Обсудим... Или пишите свои соображения здесь. ;-)

С уважением,
Антон Первушин

Tags: Беляевская премия, Интерпресскон, Поехали!, доклады, космонавтика, личное творчество
Subscribe

promo apervushin february 20, 2017 13:40 15
Buy for 100 tokens
Работа над «Гагариным» закончена. Вчера отправил файл с вычитанным текстом в издательство. Получилось 1 439 019 знаков с пробелами, то есть 36 авторских листов — на 11 листов больше, чем планировали. Окончательный состав: Предисловие Часть 1. Простая советская семья Глава…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →